Формирование учетной политики по МСФО
Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Но они же диктуют необходимость подбора предприятием своих способов ведения бухучета применительно к специфики своей деятельности и тому или иному хозяйственному статусу. Выбирая способы ведения учета, компания определяет и порядок их применения.
Разработка и внедрение учетной политики по международным стандартам, основываясь на них, подразумевает, тем не менее, свободу выбора и подготовки предприятием своих правил учетной политики. При этом обязательно должны быть учтены не только текущие потребности компании в создании и реализации эффективной учетной политики, но и возможные в будущем последствия использования ее составляющих. Это обязывает отойти от формального подхода и привлечь к разработке учетной политики опытных и компетентных специалистов.
Помогая компаниям в формировании учетной политики по МСФО, АКГ «Омега» охватывает все аспекты учетного процесса, что обеспечивает эффективное решение главной задачи – адекватное отражение в бухучете и отчетности деятельности компании в целях получения достоверной, объективной, полной информационной картины для применения в бизнес-интересах.
Первичное формирование и внедрение учетной политики по МСФО
Компании, переходящие на бухучет по МСФО наряду с РСБУ, посредством формирования новой учетной политики создают основу для последующего ведения учета.
Разработка и внедрение учетной политики – поэтапный процесс, который включает:
-
Изучение деятельности компании, в ходе чего определяются объекты учета, для которых формируется политика, а также факторы, оказывающие влияние на выбор способов ведения бухучета.
-
На основе анализа и оценки полученной информации подбираются и обосновываются первоначальные принципы (правила) создания учетной политики.
-
Определяются потенциально применимые в заданных условиях способы ведения учета и на их основе отбираются те, которые наиболее подходят для применения в конкретной компании, с обоснованием сделанного выбора.
-
Документальное, в том числе нормативное оформление учетной политики на уровне компании.
Обеспечивая разработку и организационную часть внедрения учетной политики при первичном переходе на МСФО, АКГ «Омега»:
-
изучает, проводит анализ всех факторов, которые способны повлиять на выбор способов ведения бухучета и подготовки отчетности;
-
готовит обоснования для взятых за основу принципов, правил формирования учетной политики;
-
разрабатывает учетную политику на уровне формализованных правил и приводит ее в форму конкретного нормативного документа компании;
-
разрабатывает внутрикорпоративные документы, обеспечивающие организацию ведения бухучета в соответствии со сформированной учетной политикой и ее реализацию – положения, приказы, должностные инструкции, принципы, порядок документооборота и другие.
Формирование политики в условиях внесения изменений
АКГ «Омега» обеспечит разработку и внедрение в учетную политику изменений, обусловленных корректировками в МСФО, национальном законодательстве или пересмотром политики компании в целях повышения эффективности ведения бухучета.
Подготовка и внедрение изменений обеспечиваются таким образом, чтобы новая политика применялась к статьям учета единообразно независимо от периода возникновения подлежащих отражению операций и событий – до или после изменений, за исключением случаев невозможности применения ретроспективного подхода для целей корректировки учетных данных за прошлые периоды.
При серьезных изменениях применяется тот же поэтапный порядок разработки политики, что и при первичном внедрении МСФО. Но в любом случае все изменения должны быть формализованы и представлены для целей организации и внедрения в виде принятых на уровне компании нормативных актов (приказов, положений и т.д.). Независимо от характера внесенных изменений они заново утверждаются в компании в виде новой (обновленной) учетной политики согласно принятому внутрикорпоративному порядку.